Центр общественного здоровья и медицинской профилактики - Профессиональный подход к сохранению здоровья!
  • Главная
  • О центре
    • О Центре
    • СМИ о Центре
    • Информация об учреждении и реквизиты
    • Направления деятельности
    • Национальный проект «Здравоохранение»
    • Национальный проект «Демография»
    • Основные нормативные документы
    • Информация по ОМС
    • Услуги Центра
    • Отзывы
    • Конкурсы
    • Отчеты
    • Противодействие коррупции
    • Первичная профсоюзная организация
      ОГБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики»
    • Вакансии
    • Обратная связь
  • Профилактика ВИЧ и наркомании
    • Краткая информация о ВИЧ/СПИДе
    • Где пройти тестирование
    • Сайты о ВИЧ
      • Группы в соцсетях
    • Послы доброй воли
    • Библиотека
      • Методические пособия
      • Плакаты
      • Листовки
      • Буклеты
      • Видеоматериалы
      • Другое
      • Баннерный архив
    • Для специалистов
    • Интерактивная проверка знаний по ВИЧ/СПИДу
    • Интересные факты о ВИЧ/СПИДе
    • Профилактика наркомании
    • Обратная связь
  • Библиотека
    • Видеоматериалы
    • Аудиоматериалы
    • Буклеты
    • Открытки, наклейки, значки, антибуки и другое
    • Листовки
    • Брошюры
    • Методические пособия
    • «Говорящая книга»*
    • Плакаты
    • Методические рекомендации
  • Здоровый образ жизни
    • Понятие профилактики
      • Субъекты профилактики
    • Электронный курс «Через движение к здоровью»
    • К здоровью через искусство
    • Статьи
    • Полезная информация
    • Здоровое сердце
      • Информация о сердечно-сосудистых заболеваниях
      • Шкала SCORE
      • Школа здоровья
      • Сердечно-сосудистые заболевания
      • Инфографика
      • Информационные материалы
      • Полезная информация
      • Материалы VI Съезда кардиологов СФО
  • Контакты
Версия для слабовидящих

Поиск

Новости

  • Советы диетолога: лучшие полезные рецепты домашних пирогов
  • Стартовала ежегодная акция «Спасибо доктору!»
  • Массовая акция, приуроченная к Всемирному дню здоровья, пройдет на террасе Лагерного сада
  • Врач по медицинской профилактике расскажет в прямом эфире, как сохранить и укрепить свое здоровье
  • Феминность — что это? Токсичная феминность
  • 7 апреля — Всемирный день здоровья
  • Что такое синдром Дауна и как помочь адаптироваться людям с этим заболеванием расскажем в прямом эфире Вконтакте

Статьи

  • Советы диетолога: лучшие полезные рецепты домашних пирогов
  • Феминность — что это? Токсичная феминность
  • Чем занять ребенка в свободное время: рекомендации психолога
  • Правильное питание для профилактики депрессии
  • Сахар и здоровье человека
  • Весна: как сохранить и укрепить психологическое здоровье
  • Интервальное голодание: мифы и правда
  • Плацебо: загадочный эффект
  • Причины развития расстройств пищевого поведения
  • Как поговорить с подростком о репродуктивном здоровье. Рекомендации психолога

Инсульт: психологическая реабилитация

Категория: Профилактика ХНИЗ, Статьи

Что такое инсульт?

Инсульт — это нарушение кровообращения в головном мозге, вызванное закупоркой или разрывом сосудов. Это состояние, когда сгусток крови (тромб) или кровь из разорвавшегося сосуда нарушает кровоток в мозге. Недостаток кислорода и глюкозы приводит к смерти клеток мозга и нарушению двигательных функций, речи или памяти.

Инсульт может поразить любого человека. Некоторые факторы риска, вроде развития аневризмы или появления тромба в результате травмы трудно контролировать. Однако значительное количество факторов обусловлено в основном образом жизни.

Принципы психологической реабилитации

  1. Учет индивидуальных особенностей больного (соматических, двигательных, когнитивных, эмоциональных, личностных) при построении индивидуальной программы психологической реабилитации.
  2. Этапы психологической реабилитации отражают динамику изменений системы отношений личности больного (к самому себе, к заболеванию и лечению, к микро- и макросоциуму) после перенесенного заболевания.
  3. Информирование (осведомление) больного о необходимости выполнения психологических условий реабилитации, способствующих эффективному лечению: приверженность лечению (комплаентность); сотрудничество с персоналом; активность в самостоятельных занятиях; формирование установок здорового образа жизни и формирование готовности больного к выполнению психологических условий.
  4. Непрерывность психологических воздействий на разных этапах психологической реабилитации (стационар, реабилитация в поликлинике).

В восстановительном лечении выделяют:

— ранний реабилитационный период (от 2 до 6 месяцев после инсульта);

— поздний реабилитационный период (от 6 до 12 месяцев);

— резидуальный период после инсульта (более 12 месяцев).

Ведущим критерием эффективности реабилитации является достижение самообслуживания и физической независимости больного.

Этапы психологической реабилитации при инсульте

Этапы психологической реабилитации больного отражаются в динамике изменений системы отношений личности больного (к самому себе, к заболеванию и лечению, к микро — и макросоциуму).

1-й этап психологической реабилитации (от 2 до 6 мес)

Медицинская реабилитация направлена на восстановление нарушенных функций с применением биологических методов (лекарственная терапия, физиотерапия, лечебная физкультура).

Последствия перенесенного инсульта сопровождаются двигательными и чувствительными расстройствами, когнитивными, сенсорными нарушениями. Нарушения суставно-мышечного чувства, тактильной, болевой, вестибулярной, перцептивной чувствительности приводят к искажению самовосприятия и самоидентификации больного. Наряду с этим происходит искажение образа «Я», своеобразное изменение схемы тела с ориентацией на нарушенные его функции.

На этапе ранней реабилитации затруднена психологическая адаптация больного к изменившемуся образу «Я», возникают трудности принятия нарушенных двигательных и когнитивных функций, принятия себя таким, какой есть, после заболевания. Нарушения самоидентификации сопровождаются самоотвержением, вербальной агрессией по поводу своего облика и состояния, депрессивными реакциями на болезнь, что затрудняет принятие ответственности больного за восстановление нарушенных функций, готовности к сотрудничеству со специалистами-реабилитологами (инструктором ЛФК, психологом, логопедом и др.) и к самопомощи.

Кроме того, осознание больными трудоемкости и длительности восстановительного периода сопровождается ипохондрическими реакциями на болезнь, снижением самооценки, что затрудняет включение больного в реабилитационный процесс. Нарушение когнитивных функций (памяти, внимания, речи) также в значительной степени снижает возможности самообслуживания больного, его самооценку и качество жизни, препятствует восстановлению независимости в повседневной жизни.

Психологическая помощь на первом этапе направлена на коррекцию самоотношения, на помощь в принятии нарушенных двигательных и когнитивных функций, на выявление внутренних ресурсов, сохранных сторон организма и личности.

Первый этап психологической реабилитации самый трудоемкий. Одни больные проходят его за 3-4 месяца, а у других этот этап может затянуться на более длительный срок (год и более), в зависимости от тяжести последствий инсульта.

 2-й этап психологической реабилитации (от 6 до 12 месяцев)

На втором этапе психологической реабилитации ведущей проблемой являются проблемы межличностных отношений в семье, в ближайшем окружении, на работе, связанные с утратой и изменением социальных ролей, с дефицитом социальной поддержки. Задача второго этапа психологической реабилитации — исследование и коррекция межличностных отношений. Программа психологической помощи направлена на помощь в осознании и коррекции межличностных взаимоотношений, на осознание и принятие личностью новой социальной роли.

З-й этап психологической реабилитации (больше 12 месяцев от начала заболевания)

Ведущей психологической проблемой у больных является проблема формирования новых жизненных ценностей и смысла жизни.

Для многих больных последствия заболевания приводят к значительному снижению работоспособности вследствие двигательных, когнитивных нарушений; возникает необходимость завершения трудовой деятельности или продолжения её в щадящих условиях. Снижение трудовых возможностей, препятствия в реализации профессиональных навыков нередко приводят к фрустрации, невротическим реакциям на заболевание и его последствия. У больных возникает необходимость в пересмотре жизненных ценностей, в выработке новых целей жизни, освоении приемов совладения со стрессом.

Медицинская реабилитация на третьем этапе направлена на восстановление остаточных проявлений нарушений функций с применением биологических методов (лекарственная терапия, физиотерапия, лечебная физкультура (в группе, в зале, лечебная ходьба) и на вторичную профилактику инсульта.

Психологическая работа с окружением больных инсультом (родственники, медицинский персонал, психотерапевтические группы)

  1. Информирование. Родственникам предоставляется информация об особенностях когнитивных нарушений больного, эмоциональном состоянии, реакций личности на заболевание, о необходимой помощи больному со стороны родственников по восстановлению нарушенных двигательных и когнитивных функций в зависимости от выраженности клинических нарушений больного, локализации очага поражения.
  2. Семейное консультирование. Проводится консультирование родственников (и близких), принимающих непосредственное участие в восстановительном лечении больного, направленное на улучшение взаимодействия и сотрудничества с медицинским персоналом, и на формирование общей цели деятельности. Запрос на семейное консультирование может поступать от больного или от его родственника.
  3. Работа с медицинским персоналом. Весь медицинский и вспомогательный персонал являются проводником психотерапевтической среды в процессе лечебного воздействия на больного, ориентированный на эмоциональную поддержку и формирование у больного позитивной лечебной перспективы. При работе с персоналом проводятся лекции, семинары по основам медико-психологических знаний, тренинги.
  4. Психотерапевтические сообщества больных. В работе с сообществом больных выполняется просветительская работа, направленная на формирование установок здорового образа жизни, оптимистической жизненной перспективы.

Психотерапевтические нормы лечебной среды предполагают создание позитивной лечебной и жизненной перспективы у больных, а также повышение собственной личностной ответственности больного за исход лечения.

Источники:

  • http://www.mprj.ru
  • http://gcgb.info

 

Статью подготовила: медицинский психолог Елена Шахрай

Октябрь 2020

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Twitter

ОГБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики», г. Томск, ул. Бакунина, 26. ☏ 8 (3822) 650-216, ✉ profilaktika@tomsk.gov70.ru

© 2010-2021, ОГБУЗ "ЦОЗиМП"

Яндекс.Метрика